Представляем новинку "Русская футуристическая книга" Е.Ф. Ковтун

Книга "Русская футуристическая книга" посвящена издательской деятельности русских футуристов, поэтов и художников, вернее - литографированным изданиям, появившимся в 1910-е годы. Это был смелый полиграфический эксперимент, упразднивший главное звено в процессе печатания книги - типографский набор.

Книжки футуристов издавались незначительными тиражами, с каждым десятилетием они становятся все большей редкостью, и представляется важным зафиксировать все сохранившееся в библиотеках и частных коллекциях. Этой цели и служит настоящая книга, в которой публикуется обстоятельный каталог девятнадцати литографированных и гравированных на линолеуме изданий 1910-х годов.

Первые литографированные книжки - "Старинная любовь", "Мирсконца", "Игра в аду" - вышли в октябре - декабре 1912 года. Своим полукустарным характером, "рукодельной" внешностью, диковинными - не только на взгляд обывателя - иллюстрациями они резко отличались от всего, что появлялось тогда на книжном рынке. Они поставили в тупик эстетов из "Мира искусства", не разглядевших в них ничего, кроме издевки над здравым смыслом. "Нельзя же допустить мысль, что вот и через десять лет талантливейший Ларионов будет дурить и издавать свои скоморошьи альбомчики" - возмущался А.Н.Бенуа.

Инициатором этих изданий был А.Е.Крученых, в то время начинающий поэт-"будетлянин" (так называли себя русские футуристы). Крученых, обладавший незаурядным организаторским даром, был вдохновителем краткой, но бурной деятельности художников-футуристов на поприще литографированных изданий.

Нет сомнения, что в намерения авторов литографированных сборников входили сознательный эпатаж читателя, издевка над привычными вкусами, разрушение эстетических шаблонов и стереотипов восприятия. Серая дешевая бумага, картонные обложки, небрежность брошюровки были вызовом эстетским пристрастиям круга "Мира искусства". Возникла своего рода "антикнига" в сравнении с роскошными изданиями "Мира искусства".

В издании "Русская футуристическая книга" представлены работы таких художников, как: Е.А.Крученых, М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, Н.Д.Бурлюк, К.С.Малевич, В.Е.Татлин, В.И.Матвей, Н.И.Кульбин, О.В.Розанова, В.В.Маяковский, Л.Ф.Шехтель, В.Н.Чекрыгин, К.А.Большаков, П.Н.Филонов.

В последние годы заметно возрос интерес к футуристической книге. Данное издание будет интересно профессионалам издательского дела, искусствоведам, культурологам и коллекционерам.