Перестройка моды

Этот увесистый, обильно иллюстрированный том посвящен авангардной моде 1980-х и начала 1990-х — явлению, хорошо известному, но мало изученному.

Понятие «альтерна­тивная мода» воз­никло в перестрой­ку. Именно так стали на­зывать стихийное творче­ство молодых художников андерграунда, которые на­чали создавать свое — в то время как мода официаль­ная погрузилась в затяж­ной кризис.

Первый исследователь­ский подход к теме был сде­лан в 2011 году, когда в му­зее «Гараж» прошла вы­ставка, организованная ку­раторами Мишей Бастером и Ириной Меглинской, кото­рые сами были участни­ками московского андерграунда (хотя еще до того Бастер опубликовал сбор­ник «Хулиганы-80» про суб­культуру того десятилетия). И вот теперь тому же Мише Бастеру, автору «Перестрой­ки моды», удалось система­тизировать гигантский ма­териал, протянув историю альтернативной моды еще от русского авангарда.

Уникальность книги за­ключается, во-первых, в фантастическом фото­графическом пласте. Мно­гие из снимков — всего их больше 500 — десятилети­ями лежали в домашних архивах, другие хранились «до востребования» у из­вестных фотографов Павла Антонова, Андрея Безукладникова, Сергея Борисова, Игоря Мухина, Александра Слюсарева, Владимира Фридкеса. Во- вторых, именно в этом из­дании у альтернативной моды впервые появился голос. Помимо авторского текста, здесь опубликованы интервью с самими аван­гардными модельерами — живыми или уже ушедши­ми в мир иной. В их расска­зах воссоздается неповто­римый дух 1980-х.

История рождения аль­тернативной моды изло­жена ярко, иногда смешно, а порой и выжимает слезу. Первые шаги на пути к по­диумам были сделаны в му­зыкально-художественной среде, когда молодые и от­чаянные люди в услови­ях тотального дефицита самостоятельно занима­лись собственным имид­жем. Модно и престижно было носить одежду из се­рии «сделай сам» — моло­дежь щеголяла в штанах из красного флага, «семей­ных труселях» поверх шта­нов и старых шинелях.

Значительная часть мод­ного андерграунда была связана с винтажем. Пер­вооткрывателем винтажной одежды стал Гарри Асса, легендарный тусов­щик, хулиган и стилист- самородок. Гарик устраи­вал показы-перформансы на музыкальных событиях, в том числе на выступле­ниях «Поп-механики», кото­рые стали называться «ассами». Он же был родона­чальником стиля «мерт­вый разведчик» и направ­ления панк-дендизм, по­пулярного в московской ту­совке. Хулиганы 1980-х об­лачились в номенклатур­ные винтажные костю­мы, которые добывались на Тишинке, причем ино­гда кожи скрывались под плащами, а ирокезы — под шляпами.

Перформативная ли­ния была одной из важных стратегий альтернативной моды. Ей следовал и Алек­сандр Петлюра, чьи показы были настоящими спекта­клями. Сквот на Петров­ском бульваре, основан­ный Петлюрой, оказался эпицентром винтажной моды, здесь устраивались дефиле, звездой которых была пани Броня. Из книги можно узнать трагикоми­ческую историю о том, как муза Петлюры получила всепланетный титул «Мисс Альтернатива».

Впрочем, существовали и другие формы альтерна­тивной моды. Скажем, мо­дели Кати Филипповой или Кати Мосиной-Микульской имели отношение к более традиционному понима­нию haute couture. Хотя за ос­нову зачастую тоже брался винтаж, правда, с оттенком «милитари». Гимнастер­ки и кители резались, вы­варивались и украшались вышивкой, стразами и со­ветской символикой в сти­ле «гламурный панк». Бы­ли и те, кто вовсе отрывался от реальности, как дуэт «Ла­Ре» (Лариса Лазарева и Реги­на Козырева), который изго­тавливал наряды из пенопропиленовых прокладок, предохранявших компью­теры при транспортировке, дуршлагов и искусственно­го снега. Или Андрей Барте­нев, сооружавший огром­ные конструкции из па­пье-маше. Многие из аван­гардистов прорвались на официальные подиумы — Дома моделей на Кузнец­ком Мосту, Совинцентра, модных фестивалей в Риге, Юрмале, Тбилиси. В подиу­мы превращались театраль­ные подмостки, галереи, за­водские цеха и вокзалы.

Этот всплеск модного авангарда едва уместился в одно десятилетие. Боль­шинство модельеров пере­квалифицировались в ху­дожников или остались таковыми, и только Ка­те Мосиной удалось осно­вать свой бренд. На изле­те авангардной волны за­жглась звезда Светланы Тегиной, чей образ с ироке­зом можно увидеть в кни­ге. А альтернативная мо­да так и осталась прекрас­ным цветком перестрой­ки, не пережившим моро­зов новой капиталистиче­ской реальности.

Елена Федотова, Журнал The Art Newspaper Russia #10, 2018