Искусство тоталитарной Италии
Вряд ли кто-то поедет в Италию, чтобы наслаждаться муссолиниевскими почтамтами и бывшими обкомами партии. Именно поэтому, помимо ненависти к тоталитаризму, которая у нас в крови, о фашистском двадцатилетии в России почти не писали, и относительно немного до недавнего времени писали за рубежом. Голомшток и Паперный приучили некоторых из нас к более сбалансированному взгляду на проблему «тоталитаризм — искусство», но Италия все равно оставалась за горизонтом. Эта масштабная, прекрасно иллюстрированная книга, написанная молодым историком искусства из Рима, восполняет очевидную лакуну. Она затрагивает период с конца XIX века до послевоенных лет, но это по-своему оправдано: сложные отношения между искусством и тоталитарной властью не понять без футуризма и других форм авангарда. Анна Вяземцева редко дает описания конкретных произведений, зато в ее книге их авторы — художники, скульпторы, архитекторы — живые люди, а не просто представители каких-то течений или школ. О них рассказывают не только картины, статуи и постройки, но и архивные документы, пресса, художественная критика, манифесты и указы правительства. Благодаря этому перед нами во весь исполинский рост встает та Италия, которую мы обычно не замечаем.