Искусство тоталитарной Италии

Вряд ли кто-то поедет в Италию, чтобы наслаждаться муссолиниевскими почтамтами и бывшими обкомами партии. Именно поэтому, помимо ненависти к тоталитаризму, которая у нас в крови, о фашистском двадцатилетии в России почти не писали, и относительно немного до недавнего времени писали за рубежом. Голомшток и Паперный приучили некоторых из нас к более сбалансированному взгляду на проблему «тоталитаризм — искусство», но Италия все равно оставалась за горизонтом. Эта масштабная, прекрасно иллюстрированная книга, написанная молодым историком искусства из Рима, восполняет очевидную лакуну. Она затрагивает период с конца XIX века до послевоенных лет, но это по-своему оправдано: сложные отношения между искусством и тоталитарной властью не понять без футуризма и других форм авангарда. Анна Вяземцева редко дает описания конкретных произведений, зато в ее книге их авторы — художники, скульпторы, архитекторы — живые люди, а не просто представители каких-то течений или школ. О них рассказывают не только картины, статуи и постройки, но и архивные документы, пресса, художественная критика, манифесты и указы правительства. Благодаря этому перед нами во весь исполинский рост встает та Италия, которую мы обычно не замечаем.

Олег Воскобойников, phD, доктор исторических наук, ординарный профессор Высшей школы экономики, профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ